Судебная система РФ

При изучении тем правового характера в курсе школьного обществознания часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда учебник отстает от правовых реалий. Не удивительно! Еженедельно законодательные органы различного уровня принимают много нормативных актов, а учебники в среднем рассчитаны на 5 лет использования.

Так, при изучении темы «Судебная система РФ» ученики могут столкнуться с несовпадением текста параграфа и новыми нормами. Несколько лет назад Высший Арбитражный Суд РФ был включен в состав Верховного Суда РФ.

Разобраться со структурой судебной системы РФ и произошедшими изменениями поможет схема:

Формы вины

В курсе обществознания одним из важных понятий является понятие «вина», «формы вины». Но далеко не все ученики понимают значение этого слова не могут объяснить его содержание.

На помощь приходит схема:

Для каждого вида умысла и неосторожности правовая наука дает определенную формулу вины, по которой очень легко классифицировать противоправные деяния:

УМЫСЕЛ:

  • прямой умысел (осознавал/предвидел/желал)
  • косвенный умысел (осознавал/предвидел/не желал либо относился равнодушно).

НЕОСТОРОЖНОСТЬ

  • легкомыслие («Авось пронесет!) (осознавал/предвидел/не желал);
  • небрежность (не осознавал/не предвидел/ не желал, но обязан был предвидеть в силу должностных обязанностей).

Цифровые инструменты для обеспечения интерактивности урока

09 августа 2019 на портале ФОКСФОРД прошел замечательный вебинар по вышеназванной теме.

Запись вебинара можно посмотреть по следующей ССЫЛКЕ

На странице с видеозаписью выставлены для скачивания презентация и обучающие видеоматериалы. Кто не найдет, может скачать по здесь.

 

Клиповое мышление учеников: проблема?

с сайта Pixabay.com

Недавно в рассылке пришла интересная статья от портала Фоксфорд. В ней поднимается проблема фрагментарного восприятия современными учениками информации. Уже придуман термин данному явлению — клиповое мышление.  Привожу интересные моменты из данной статьи.

Международная антивирусная компания ESET определила, что примерно 53% российских детей и подростков используют интернет круглосуточно.  Пользователи воспринимают   громадный объем информации, и это приводит к формированию у поколения Z так называемого клипового мышления.

Клиповое мышление — это фрагментарное восприятие информации. Человек маневрирует в большом потоке самых разных сведений, потребляя то, что ему нужно в данный момент, уделяя мало времени анализу информации, которую мозг считает не важной.

По мнению ректора ВШЭ, клиповое мышление стало вызовом для системы образования, а школьные учителя по своему опыту знают, что такое восприятие информации мешает детям учиться.

Человек с клиповым мышлением жаждет обновления информации и часто отвлекается, поэтому специалисты образования рекомендуют представлять учебную информацию фрагментарно, используя презентации и яркие иллюстрации. 

Названная проблема требует от педагогов особых приемов разработки и проведения занятий, подготовки дидактических материалов, чтобы удержать внимание ребят.

Школьник с клиповым мышлением с трудом воспринимает длинные тексты и вряд ли прочтёт увесистую книгу не отвлекаясь.

В чём опасность клипового мышления?

  • Проблемы с концентрацией. Школьники могут часами делать простую домашнюю работу, потому что всё время отвлекаются.
  • Неспособность анализировать. Детям трудно строить логические цепочки и делать выводы.
  • Низкая успеваемость. Ученики не понимают смысла прочитанного и быстро забывают пройденное.

В борьбе за внимание ученика полотна текста разбавляют видеороликами и фотографиями, а многие классические произведения (например, «Война и мир») представляют в виде коротких интерактивных историй, которые развиваются от главы к главе.

Можно использовать интерактивные технологии на уроке, чтобы сделать учебный материал наглядным и увлечь учеников предметом.

 

Всероссийское тестирование по истории Великой Отечественной войны — 2019

26 апреля 2019 года в образовательных учреждениях Приморского края прошло традиционное тестирование по истории Великой Отечественной войны. Это мероприятие, проходящее накануне нашего праздника Великой Победы, углубляет знания современных поколений, привлекает молодежь к изучению истории событий Великой Отечественной.

Вопросы в этом году попались непростые — много данных по региональной истории и героях из различных республик СССР.

Предлагаю вашему вниманию задания теста 2019 г.

Сверить свои ответы с ключами можно здесь.

Элементы всеобщей истории в ВПР по истории 7 класса

Флоренция

Демо-версия теста ВПР по истории для 7 класса в этом году достаточно сложна. Трудность, по отзывам учеников, вызывает задание № 8.

  «Укажите с точностью до десятилетия время регентства в России великой княгини Елены Глинской при малолетнем Иване IV. Укажите одно любое событие из истории зарубежных стран, относящееся к этому же веку…»  

Курс всеобщей истории изучается в 1 полугодии учебного года, история России — во втором. Большая часть учащихся затрудняется в синхронизации событий отечественной и всеобщей истории.

Выход — использовать для запоминания памятку с выборкой изученных ранее событий европейской и мировой истории.

Скачать памятку.

Презентация (с региональным компонентом)

Готовимся к ВПР по обществознанию 7 класс

график проведения ВПР 2019

4 апреля семиклассникам предстоит написать всероссийскую проверочную работу. В целом она не сложная, многие задания были отработаны еще в 6 классе.

Но, все же, можно отметить некоторые возможные затруднения — часть тем отсутствуют в используемом учебнике Л.Н.Боголюбова (издательство «Просвещение»). Так, например, не изучается трудовое право, административное право в том объеме, которое заявлено в кодификаторе. Выход — дополнительные занятия, самостоятельный поиск информации.

Отличный результат показывает опыт работы с пособиями издательства «Легион».

пособие издательства «Легион»

Для своих учеников предлагаю справочную презентацию (конечно, с оформлением слайдов нужно было еще поработать, но уже нет времени) и тренировочный вариант проверочной работы:

Презентация

Вариант для тренировки (адаптированный для конкретного класса на основе заданий из пособия Чернышовой О.А. издательства «Легион»)

Выполнить /не выполнить?

На сайте корпорации «Росучебник» в январе вышел очень интересный материал.

Согласно рабочим программам на каждый предмет отводится строго определенное количество часов, которые должны быть обязательно проведены. Как быть, если часть уроков по различным причинам проведены не были? (болезнь учителя, проведение тренировочных ОГЭ/ЕГЭ в учебное время, различные мероприятии, карантин и т.п.).

Разрешается ли «уплотнять учебный материал»? Статья отвечает на этот вопрос с точки зрения закона.

Регламентирующими здесь являются следующие нормативные акты:

  1. ФЗ «О образовании в РФ»;
  2. Кодекс об административных правонарушениях РФ;
  3. локальные акты образовательного учреждения.

В Главе 3 («Лица, осуществляющие образовательную деятельность») статье 28 («Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации») пункт 6 гласит: «Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ…». Следовательно, по каждой дисциплине по итогам учебного года количество фактически проведённых учебных часов должно совпадать с количеством часов, указанных в рабочей программе. Исполнение программы отражается в записях в журнале.

Но если имеется расхождение количества запланированных и проведенных часов, можно ли «уплотнять» учебный материал?

Обратимся к «Кодексу об административных правонарушениях РФ» (КоАП РФ). Статья 19.30 («Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса») часть 2 гласит: «Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом либо неправомерный отказ в выдаче документов об образовании и (или) о квалификации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей». Под должностными лицами понимаются директор, ректор, декан и т.д. Таким образом, законом предусмотрено взыскание штрафа за непроведение любого количества учебных часов, даже если это будет всего одно занятие. При этом никаких особых условий наподобие уплотнения учебного материала не предусмотрено.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/nevypolnenie-uchebnoy-programmy-narushenie-zakona/

Гаджет как средство проверки знаний учеников?

https://create.kahoot.it/share/bb45ae22-4588-4a7f-b293-4349f41826f4

Викторина по теме «Великая французская революция» интернет сервис «Kahoot»

В 8 классе в курсе всеобщей истории мы изучаем раздел «Великая французская революция». Уверена, что меня поддержат многие коллеги-историки: работа над данной темой — мучение и для учеников, и для учителя.

Материал занимает три больших параграфа, насыщенных именами, терминами, датами… Ученикам очень сложно запоминать все события, разбираться в терминах. А главное — понять, зачем им это нужно??? Не раз слышала реплики учеников: «Лучше бы мы это время потратили на изучение отечественной истории!».

Первая реплика учителя: «Достаньте сотовые телефоны! Проверьте интернет-подключение!». Удивленные взгляды многих ребят…

Исторические факты о Блокаде Ленинграда