Когнитивная технология обучения в образовательном процессе

16 ноября 2015 года на международной педагогической конференции в Ляонинском педагогическом университете г. Даляня (КНР)  мне была предоставлена возможность поделиться инновационным опытом  развития познавательных способностей учащихся школы.

Главная задача педагога – создать для своих учеников ситуацию успеха, помочь им качественно усвоить программный материал, реализовать свои способности. Существует множество педагогических технологий и приемов обучения, которые позволяют достичь вышеназванных задач.

Среди них – когнитивная технология обучения (КТО), которую мы с коллегами из Приморья апробировали в школах с 2013 г. Автором данной технологии и руководителем нашей экспериментальной деятельности является кандидат педагогических наук, профессор кафедры развития АПК и ППРО г. Москвы Михаил Евгеньевич Бершадский, автор многочисленных научных статей и исследований (авторский сайт http://bershadskiy.ucoz.ru).

Ключевые положения КТО гласят:

  • Обучение должно быть успешным;
  • В образовательном процессе необходимо обеспечить понимание учениками понятий и терминов;
  • Для достижения понимания и качественного усвоения материала необходима многократная переработка информации.

Когнитивная технология обучения нейтральна по отношению к предметному содержанию, поэтому может применяться в преподавании любой учебной дисциплины; основывается на природных механизмах работы мозга.

Термин «когнитивный» означает «познавательный», «имеющий отношение к познанию». Получая  какие-либо сигналы из внешней среды, головной мозг человека перерабатывает его с помощью, так называемых, когнитивных схем, которые отражают  в долговременной памяти человека обобщенную информацию о различных аспектах жизни. Все объекты внешней среды имеют ряд  похожих признаков, по которым можно провести их классификацию. Многократное наблюдение за этими объектами позволяет выделить типичные их свойства и сформировать обобщенный образ. Для описания всех объектов человек использует разнообразные знаковые системы, подбирая вербальное обозначение – понятие, термин, графическое изображение. Так же в вербальной форме обозначаются признаки и свойства, связанные в долговременной памяти с обозначением самого объекта.

С раннего детства у ребенка формируются когнитивные схемы, когда мама произносит, например, слово «стул», одновременно ребенок видит этот предмет мебели и может его потрогать. В будущем, когда ребенок услышит слово «стул», его головной мозг активирует в сознании внешние и материальные признаки данного предмета.  Или, приведем другой пример. Если человек совершает плохой поступок – его наказывают.  Головной мозг формирует соответствующую когнитивную схему. При возникновении такой же или похожей ситуации совершение неодобряемого в обществе поступка — человек будет знать, что за это последует наказание.

Как работает когнитивная схема в образовательном процессе? Ученик, получая информацию о новом объекте (слышит новый термин) в любой знаковой системе, пропускает ее через когнитивные фильтры (внешний вид, материал, цвет, форма, назначение и т.д.). В итоге —  узнает знакомый уже объект или  получает новую когнитивную схему в долговременной памяти. Таким образом, используя определенные упражнения и задания, учитель может научить детей запоминать новую информацию и успешно использовать ее в дальнейшем.

Когнитивная технология обучения имеет ряд преимуществ: позволяет успешно развивать познавательные способности учеников, их информационные умения, формировать новые знания и критически их оценивать.

Назову некоторые задания и упражнения, которые позволили моим ученикам достичь хороших результатов. Это, в первую очередь, задания, основанные на работе с текстом:

1) перекодирование информации – после чтения учебного текста ученики должны заполнить таблицу, создать схему, карту понятий, видеоролик или компьютерную презентацию;

2) Исключение лишнего – дается перечень терминов или графических изображений, сгруппированных по определенному признаку. Учащиеся  самостоятельно определяют критерий группировки и исключают лишний объект. Более сложный вариант задания: дать перечень объектов, которые могут группироваться сразу по нескольким критериям, тогда лишними могут стать различные предметы, термины, на уроке возможно организовать обсуждение, спор.

3) Соотнесение – после прочтения текста ученики соотносят понятия и их графическое обозначение, понятие и признаки этого понятия и т.п.

4) Составление интеллект-карт (mind-map – «карта ума») – графическое изображение информации с изображением возможных причинно-следственных связей.

Если учитель желает использовать когнитивные приемы обучения на уроке изучения нового материала, он может использовать структуру урока, рекомендованную М.Е.Бершадским:

1 этап: входная диагностика (проверяем, как ученики усвоили предыдущую тему, готовы ли они к изучению новой темы).

2 этап: изучение новой темы (работа с текстом).

3 этап: закрепление новых знаний (ученики выполняют различные познавательные задания на закрепление).

4 этап: проверка усвоения нового материала (выполнение контрольных заданий).

Использование данной структуры урока позволяет учителю планировать свои уроки в соответствии с познавательными способностями учащихся, в необходимых случаях проводить коррекцию знаний школьников либо давать новый материал.

Китайские коллеги с большим интересом слушали материал о КТО, выполняли задания-примеры, которые демонстрировались на слайдах. В качестве практического задания китайским педагогам было предложено составить интеллект-карту «Кошка», на которой нужно было зафиксировать информацию о видах кошек, их окрасе, повадках, частях тела и т.д. Надеюсь, что китайские педагоги сочтут данную информацию полезной для себя и будут использовать ее в своей педагогической деятельности.

 

 

Обновлено: 27.07.2018 — 05:13

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о