Все начинается с чтения

Каждому человеку в жизни встречались те, кто читает очень плохо (я не имею в виду детей, которые еще осваивают данный навык). Выглядит это со стороны, по меньшей мере, неприятно: человек запинается почти на каждом слове, скорость чтения тоже слишком мала, чтобы понять смысл прочитанного вслух текста. У такого человека (я буду его дальше называть «плохочитатель») очень часто еще и низкое знание правил родного языка, проблемы с запоминанием информации.  Пока  с чтением не ладится у ученика начальной школы — учителя, родители и сам ученик не паникуют. Есть уверенность, что читать ребенок научится. Было бы желание!

Но чтобы развить навык чтения, нужно одно — ЧИТАТЬ, читать каждый день, читать много разных текстов. И тут то возникают проблемы. Читать текст учебников или художественных книг такой «плохочитатель» не любит. Чтение ограничивается беглым просмотром заголовков интернет сайтов да подписей к картинкам. Вот и переходит такой плохочитатель из класса в класс, все сильнее отставая от ровесников в технике и качестве чтения. Не желая выглядеть перед одноклассниками и учителем смешным, отказывается выполнять на уроках задания, связанные с чтением.

Еще лет 10 назад была немыслима ситуация, когда ученик 10-11 классов отказывался читать вслух по причине…неумения это делать быстро и правильно. Теперь же в каждом классе старшего звена имеются такие ребята.

Что делать учителю-предметнику в ситуации, когда нужно подготовить ученика-плохочитателя к предстоящему экзамену? Неужели нужно учить его читать? Как поступить ученику-плохочитателю в такой ситуации? Ведь в тестовых заданиях ЕГЭ/ОГЭ по любому гуманитарному предмету есть вопросы на чтение текста. Да и нормативы техники чтения в разных параллелях школьного курса никто не отменял.

Известный педагог Акишина А.А. в своей книге «Учим читать быстро и эффективно» приводит следующие нормативы техники чтения  слов/мин  по классам:

5 кл 6 кл 7 кл 8 кл 9-11 кл
 

104

 

114

 

128

 

151

 

150-160

Специалист в области техник быстрого чтения М.А. Зиганов отмечает, что приемы определения техник чтения в школе отличаются от реальных показателей:

«Некоторые педагоги, подсчитывая в текстах знаки, учитывают и буквы, и знаки препинания, и пробелы, в результате у них тесты становятся более «объемными», чем они есть на самом деле. Иногда скорость чтения измеряют в «слов/мин».При этом некоторые педагоги за слово применяют все предлоги, частицы, а иногда и знаки препинания. В России принято считать, что в слове средней длины содержится 5-6 букв… »

 

Таким образом, выпускник школы должен читать со скоростью 750-500 знаков в минуту (150-160 слов/мин.). Прошу обратить на эти цифры особое внимание.

Вспомним о техниках рационального чтения. Когда-то в далеком 1990 году имела опыт дистанционного обучения во Всесоюзной школе рационального чтения (руководитель М.А.Зиганов). Каждую неделю в течение месяца мне присылали пакет с заданиями. После выполнения всех упражнений я отсылала отчет. Вместе со следующим пакетом приходили рецензии и рекомендации и новая брошюра с заданиями и теорией. Мой итоговый результат — 2533 знака в минуту (примерно 500 слов/мин.) при 89% усвоении. И это далеко не лучший результат. Но он разительно отличается от школьных нормативов техники чтения.

А теперь еще раз сравним: 160 слов или 500 слов в минуту — что лучше?

Предлагаю вам оценить себя как читателя. Хорошо ли вы читаете?

Авторы одной из техник быстрого чтения  О.А. Андреев, Л.Н. Хромов дают следующие показатели:

Скорость чтения Количество знаков в минуту
Очень медленная 900
Медленная 1200
Средняя 1500
Выше средней 1800
Быстрая 3000
Очень быстрая 5000
Сверхбыстрая 10000 и более

Марат Зиганов приводит такую статистику: небольшое количество людей (8-12 человек из 100) набирают от 80 до 200 знаков в минуту; большинство (около 90 человек из 100) читают от 200 до 800 знаком/мин; и только 2-3 человека из 100 достигают результата в 800-1200 знаков/мин.

В других странах тоже имеются свои нормативы техники чтения. Приведу цитату из книги «Учим читать» В.А.Бородиной, С.М.Бородина:

«Попытки нормирования чтения мы находим и в других странах. Так, например, в США введены следующие нормы скорости чтения с учетом усвоения содержания текста (не менее 70 процентов): для школьников начальных классов — 80-158 слов в минуту, средних классов- 175-204, старших классов — 214-250, для студентов- 250-280, для высококвалифицированных чтецов — 340-620 слов в минуту.У каждого читателя имеются внутренние неиспользованные резервы.

Как читатели мы должны стремиться достичь скорости свыше 300 слов в минуту и усваивать содержание текста с коэффициентом не ниже 70 процентов…»

Если ваш результат ниже рекомендованных параментов, не огорчайтесь! Предлагаю выполнить несколько заданий из известных методик по развитию скорочтения. Важные 2 условия: желание и 15-30 минут времени на выполнение упражнений КАЖДЫЙ ДЕНЬ!

Продолжение следует!

Обновлено: 29.07.2018 — 11:05

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о